Сравнительные полевые испытания в 2012-2013 г.г.
 
В феврале 2009 г. на заседании рабочей группы «Дорожная разметка» при экспертной группе № 4 НТС Росавтодора был рассмотрен вопрос возобновления проведения полевых испытаний материалов и изделий для горизонтальной дорожной разметки и материалов для цветных покрытий противоскольжения (далее ЦПП). Было принято решение о целесообразности проведения сравнительных полевых испытаний материалов и изделий для горизонтальной дорожной разметки и ЦПП.
Возобновление проведения СПИ было поддержано руководством Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации и Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства Внутренних дел России (ныне  Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации).
К принципиальным отличиям СПИ нового формата необходимо в первую очередь отнести следующие:
  • Финансирование СПИ осуществляется за счёт средств участников;
  • Исключительно инструментальный контроль всех параметров;
  • Результаты СПИ представляются в виде комплекса данных по всем нормируемым параметрам без создания каких-либо рейтингов, «белых» и «чёрных» списков;
  • Подтверждение серийности выпуска материалов, представляемых на СПИ (по желанию участников).
Первые СПИ в новом формате были организованы в Воронежской области на автомобильной дороге М-4 «Дон». При помощи ФГУ ФУАД «Черноземье» и филиала ФГУ «Росдортехнология» по Центральному округу был выбран участок и проведены необходимые мероприятия по его подготовке к проведению испытаний. СПИ были начаты в мае 2009 г. и продолжались по июнь 2012 г.
Результаты СПИ были рассмотрены на заседании одной из секций Научно-технического совета Росавтодора, где были одобрены и рекомендованы для продолжения, а также для расширения их географии проведения.
В 2010 г. было принято решение о проведении Сравнительных полевых испытаний материалов в Сибирском федеральном округе, на объектах, находящихся в оперативном управлении ФГУ «Сибуправтодор». Контрольные линии были нанесены на двух участках автомобильной дороги М-51 «Байкал» в Новосибирской области – с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием. Работа по мониторингу контрольных линий на этом СПИ продолжалась до июня 2012 г.  
В мае 2011 г. очередные СПИ были начаты в Ленинградской области на автомобильной дороге М-18 «Кола» при поддержке ФКУ ФУАД «Северо-Запад» им. Н.В. Смирнова. Эти испытания в настоящее время продолжаются. Очередной эксплуатационный контроль был выполнен в июне 2012 г., запланированный период проведения СПИ в Ленинградской области – полтора года с момента начала.
22 мая 2012 г. на автомобильной дороге М-2 «Крым» в Московской области были нанесены контрольные линии новых СПИ. Регламент проведения работ согласован с Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации и одобрен Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Все сравнительные испытания состоят из следующих этапов: нанесение материалов и изделий для горизонтальной дорожной разметки и цветных покрытий противоскольжения, оценка первоначального состояния контрольных линий (до открытия движения транспортных средств), лабораторные испытания материалов и изделий для горизонтальной дорожной разметки и эксплуатационный контроль качества контрольных линий. Результаты каждого этапа оформляются в виде отчётного материала (отчёта или справка) и передаются членам комиссии, участникам, в Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство министерства транспорта Российской Федерации, Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, ассоциацию РАДОР, а также публикуется на сайтах Росавтодора, ЦИТИ «Дорконтроль», в отраслевых средствах массовой информации («Автомобильные дороги», «Строительные материалы», «Дорожная держава» и др.).


Рисунок 1. Выдержка из регламента.

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛЕВЫЕ ИСПЫТАНИЯ

На СПИ были представлены следующие материалы и изделия:
  • Краски (эмали) – 15;
  • Холодные пластики – 5;
  • Термопластики – 4.
Для подтверждения серийности участникам СПИ было предложено провести опечатывание ёмкостей в заводской упаковке на складе готовой продукции. Перечень материалов и изделий, представленных на СПИ, приведён в таблицах 1 – 3.

Таблица 1
Перечень красок (эмалей), представленных на СПИ


Таблица 2
Перечень холодных пластиков, представленных на СПИ


Таблица 3
Перечень термопластиков, представленных на СПИ


ОПИСАНИЕ УЧАСТКА

СПИ проводятся на участке автомобильной дороги М-2 «Крым» в Московской области с асфальтобетонным покрытием - км 37 – 39, обратное направление (рис. 1 и 2).


Рис. 1. Общий вид участка автомобильной дороги М-2 «Крым», км 37 – км 39, обратное направление (16 мая 2012г.)


Рис. 2. Общий вид участка автомобильной дороги М-2 «Крым», км 37 – км 39, прямое направление (22 мая 2012г., до нанесения контрольных линий)

Верхний слой покрытия уложен летом 2011 г. с использованием щебёночно-мастичной асфальтобетонной смеси ЩМА-20. Количество полос движения – восемь (по четыре в каждом направлении).
Параметры участка автомобильной дороги соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
На участках были установлены информационные знаки, изготовленные в соответствии с Регламентом (рис. 3). Дорожные знаки были изготовлены и установлены ЗАО «Стройтэкс».


Рис. 3. Информационный знак

Интенсивность движения транспортных средств по участку автомобильной дороги (в обоих направлениях) приведена в таблицах 4 и 5.

Таблица 4
Годовая среднесуточная интенсивность движения транспортных средств на ближайших пунктах учёта интенсивности, 2011 г.

Таблица 5
Месячная среднесуточная интенсивность движения транспортных средств на ближайшем пункте учёта интенсивности, май 2012 г.


НАНЕСЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ЛИНИЙ

Контрольные линии наносились 22.05.2012 г. на подготовленную поверхность – на покрытии отсутствовали загрязнения (песок, грунт), посторонние предметы, поверхность была сухой.
До нанесения контрольных линий место производства работ было огорожено в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой, силами ФГУ ДЭП № 17. 
Экспериментальные линии наносились после предварительной разметки, выполненной совместно ЦИТИ «Дорконтроль» и ООО «Лакдей» (рис. 4).


Рис. 4. Предварительная разметка участка

Предварительная разметка наносилась в соответствии с Регламентом.
В процессе нанесения каждой контрольной линии фиксировались следующие параметры:
  • Температура воздуха;
  • Относительная влажность воздуха;
  • Температура покрытия.
Работы проводились в солнечную погоду. Данные по температурам воздуха и покрытия и по относительной влажности воздуха заносились в соответствующие акты нанесения материалов и изделий. В обобщённом виде (по видам материалов и изделий) эти данные приведены в таблице 6.

Таблица 6
Условия нанесения контрольных линий на СПИ на асфальтобетонном покрытии


Материалы и изделия, предназначенные для участия в СПИ были доставлены на участок испытаний силами ФГУ ДЭП № 17 (на складе которой была собрана большая часть материалов) и силами участников испытаний.
Краски (эмали) наносились с использованием следующих машин:
•    Шмель-11А (СТиМ, рис. 5);
•    Line Driver (Graco, рис. 6);
•    GH 300 (Graco, рис. 7);
•    LC 840 (Wagner, рис. 8).


Рис. 5. Нанесение красок (эмалей) разметочной машиной «Шмель-11А»


Рис. 6. Нанесение краски (эмали) разметочной машиной Line Driver


Рис. 7. Нанесение краски (эмали) разметочной машиной GH 300


Рис. 8. Нанесение краски (эмали) разметочной машиной LC 840

Перед нанесением холодных пластиков выполнялась подготовка их компонентов с последующим смешиванием (рис. 9).


Рис. 9. Подготовка холодного пластика к нанесению

Холодные пластики наносились с ручных дорожных разметочных машин  (рис. 10 - 12).


Рис. 10. Нанесение холодного пластика с использованием ручной каретки


Рис. 11. Нанесение холодного пластика с использованием ручной разметочной машины «Шмелёк ХП»


Рис. 12. Заправка холодным пластиком ручной разметочной машины «Шмелёк ХП Структура»

Термопластики предварительно разогревались в котлах. Затем они наносились разметочной машиной BORUM (рис. 13) или при помощи ручной каретки.


Рис. 13. Нанесение термопластика дорожной разметочной машиной BORUM

После окончания производства работ оставшаяся тара, использованные приспособления и растворители, неиспользованные материалы были вывезены для дальнейшей утилизации.
При нанесении материалов (красок, холодных пластиков и термопластиков) были отобраны пробы для проведения лабораторных испытаний.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВИЧНОЙ ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ КОНТРОЛЬНЫХ ЛИНИЙ

Непосредственно после нанесения контрольных линий до открытия движения транспортных средств 22.05 2012 г. была выполнена оценка их первичного состояния. Общий вид участков СПИ после окончания нанесения приведён на рис. 14 и 15.


Рис. 14. Общий вид участка СПИ (до открытия движения)


Рис. 15. Общий вид участка СПИ (до открытия движения)

Контролю подлежали параметры, нормируемые в ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования» и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Нормативные требования  приведены в приложении 4 настоящего отчёта. В ходе оценки были определены следующие параметры:
  • коэффициент световозвращения;
  • коэффициент светоотражения при диффузном освещении;
  • коэффициент яркости;
  • коэффициент сцепления колеса автомобиля с контрольными линиями;
  • коэффициент сцепления колеса автомобиля покрытием.
Контроль выполнялся в соответствии с ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования» и Рекомендациями по контролю качества горизонтальной дорожной разметки (приняты и введены в действие письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 22.01.2004 г. № ОС-28/352-ис).
Результаты оценки первоначального состояния экспериментальных линий приведены в таблицах 7 - 9.

Таблица 7
Результаты оценки первоначального состояния контрольных линий, выполненных красками (эмалями)



Таблица 8
Результаты оценки первоначального состояния контрольных линий, выполненных холодными пластиками


Таблица 9
Результаты оценки первоначального состояния контрольных линий, выполненных термопластиками


ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА КОНТРОЛЬНЫХ ЛИНИЙ

Оценка эксплуатационного состояния контрольных линий выполнялась в следующие сроки:
  • через один месяц эксплуатации (после нанесения) (для линий, выполненных из красок (эмалей);
  • через три месяца эксплуатации (для всех линий);
  • через шесть месяцев эксплуатации (для всех линий).
В процессе эксплуатационного контроля фиксировались следующие параметры:
  • Коэффициент световозвращения;
  • Коэффициент светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении;
  • Коэффициент яркости;
  • Величина износа по площади.
Величина износа фиксировалась на определённых участках путём электронной фотосъёмки с использованием специальной рамки и дальнейшей обработкой фотоснимков с применением специальной программы «Сохранность» (ЦИТИ «Дорконтроль»). Указанный программный комплекс и наличие банка электронных фотографий состояния контрольных участков в течение периода проведения СПИ позволил в высокой точностью определять площадь поверхности с изношенной и разрушенной разметкой, учитывать наличие на поверхности битумных пятен и т.д.

Результаты оценки эксплуатационного состояния контрольных линий через три месяца эксплуатации приведены в таблицах 10-12.

Таблица 10
Результаты эксплуатационного контроля качества контрольных линий, выполненных красками (эмалями), через три месяца после нанесения



Таблица 11
Результаты эксплуатационного контроля качества линий, выполненных холодными пластиками, через три месяца после нанесения


Таблица 12
Результаты эксплуатационного контроля качества линий, выполненных термопластиками, через три месяца после нанесения


Результаты оценки эксплуатационного состояния контрольных линий через шесть месяцев эксплуатации приведены в таблицах 13-15.

Таблица 13
Результаты эксплуатационного контроля качества линий, выполненных красками (эмалями), через шесть месяцев после нанесения



Таблица 14
Результаты эксплуатационного контроля качества линий, выполненных холодными пластиками, через шесть месяцев после нанесения


Таблица 15
Результаты эксплуатационного контроля качества линий, выполненных термопластиками, через шесть месяцев после нанесения


Результаты оценки эксплуатационного состояния контрольных линий через двенадцать месяцев эксплуатации приведены в таблицах 16-17.

Таблица 16
Результаты эксплуатационного контроля качества линий, выполненных холодными пластиками, через двенадцать месяцев после нанесения


Таблица 17
Результаты эксплуатационного контроля качества линий, выполненных термопластиками, через двенадцать месяцев после нанесения


Результаты оценки эксплуатационного состояния контрольных линий через полтора года эксплуатации приведены в таблицах 18-19.

Таблица 18
Результаты эксплуатационного контроля качества линий, выполненных холодными пластиками, через полтора года после нанесения


Таблица 19
Результаты эксплуатационного контроля качества линий, выполненных термопластиками, через полтора года после нанесения

 

дизайн разработка и наполнение сайта