Публикации
20 февраля 2018 г. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) № 81-ст утверждён национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51256-2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» с датой введения в действие 1 июня 2018 г. взамен ГОСТ Р 51256-2011.


 
Статья "Современный контроль качества горизонтальной дорожной разметки".

13.02.2007
В настоящее время из-за явного несоответствия сложившейся дорожно-транспортной инфраструктуры реальным потребностям граждан и государства в целом приходится констатировать совершенно неудовлетворительную ситуацию в области безопасности дорожного движения. Рост парка транспортных средств в последние годы значительно опережает темпы увеличения протяженности улично-дорожной сети. Это происходит, несмотря на большой объем нового строительства и реконструкции автомобильных дорог, магистралей и улиц населенных пунктов. В этих условиях значительно возрастает роль технических средств организации дорожного движения, к которым относятся дорожные знаки, разметка, светофоры и направляющие устройства.

Разметка занимает особое место среди технических средств организации дорожного движения. Основным ее отличием от остальных технических средств организации дорожного движения является продолжительность ее нахождения в поле зрения водителей транспортных средств. Эта особенность разметки позволяет с высокой эффективностью применять не только для регулирования транспортных потоков, но и для организации движения пешеходов. Оценка эффективности дорожной разметки представляет достаточно непростую задачу. По сути хрестоматийным является пример профессора В.Ф. Бабкова.

После разметки в 1961 г. участка Рязанского шоссе в Московской области количество дорожно-транспортных происшествий сократилось в 6 раз, а на следующий год до момента восстановления разметки, количество ДТП снова значительно возросло. Положительная роль дорожной разметки подтверждается данными результатами анализа зарубежных исследований влияния различных видов дорожной разметки на аварийность.

Применение разметки в настоящее время признано одной из эффективных и широко внедряемых в странах Европы, мер обеспечения безопасности дорожного движения низкой стоимости, позволяющим в результате относительно небольших капиталовложений способствовать повышению безопасности на дорогах. В определенной степени эффективность дорожной разметки можно оценивать по статистическим данным анализа причин дорожно-транспортных происшествий. Отсутствие или неудовлетворительное состояние разметки является прямой или косвенной причиной около 4-5% дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации.

Применение горизонтальной дорожной разметки может быть признано эффективным в том случае, если обеспечивается ее видимость в различных, в том числе и неблагоприятных, условиях эксплуатации и сама разметка не представляет опасности для участников движения.

При этом ещё несколько лет назад качество горизонтальной дорожной разметки оценивалось исключительно визуально. Как правило, даже геометрические параметры разметки, такие как длина штрихов и разрывов контролировалось «на глаз». Что касается прочих параметров, то их субъективная оценка объяснялась, прежде всего,  отсутствием необходимого приборного оснащения.

Если рассмотреть основные фотометрические параметры, которые в значительной степени определяют видимость разметки, то их контроль был возможен только в двух лабораториях, в полевых условиях – на дороге инструментальную оценку коэффициентов яркости и, тем более, световозвращения выполнить было невозможно.

Отдельно следует указать проблему несовершенства нормативной базы, в том числе методов испытаний нормируемых параметров. В настоящее время требования к методам контроля горизонтальной дорожной разметки установлены в двух национальных стандартах ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требо­вания». При этом, к сожаленью, в ГОСТ Р 50597-93 как таковые методы контроля разметки практически отсутствуют, а в ГОСТ Р 51256-99 – не могут быть признаны корректными. Используемый при приёмке работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог СНиП 306.03-85 «Автомобильные дороги» в части горизонтальной дорожной разметки не выдерживает никакой критики.

В связи с наличием целого ряда серьёзных недостатков в существующей нормативной базе и в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» в последние годы были разработаны и введены в действие несколько стандартов организаций, среди которых необходимо отметить стандарты Федеральных органов управления автомобильных дорог («Центральная Россия», «Черноземье», «Холмогоры»).

С целью обеспечения корректной оценки нормируемых параметров дорожной разметки в МАДИ (ГТУ) были разработаны «Рекомендации по контролю качества горизонтальной дорожной разметки» (утвержденные Государственной службой дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации в январе 2004 г.).

В Рекомендациях приведены методы контроля качества горизонтальной дорожной разметки автомобильных дорог, магистральных дорог и улиц населенных пунктов, выполненной из тонко­слойных материалов (краски и эмали дорожные, спрей-пластики) и толстослойных материалов (термопластики, холодные пластики, полимерные ленты, готовые формы).

Впервые в рассматриваемом документе, предусмотрены различные виды контроля качества: операционного, приемочного и эксплуатационного. Операционный контроль качества состоит в оценке требуемых технологических параметров в процессе ее нанесения. Приемочный контроль качества заключается в контроле нормируемых параметров горизонтальной дорожной разметки, по результатам которого принимается решение о приемке ее в эксплуатацию. Приемочный контроль качества рекомендуется проводить после окончания нанесения горизонтальной дорожной разметки, до начала интенсивной эксплуатации. Эксплуатационный контроль качества горизонтальной дорожной разметки осуществляется в процессе ее эксплуатации. Результаты контроля качества заносятся в акты, формы которых приведены в приложениях рассматриваемого документа.

В «Рекомендациях по контролю качества горизонтальной дорожной разметки» приводятся методы контроля геометрических параметров элементов разметки, расхода материалов, коэффициента световозвращения, коэффициента яркости при диффузном освещении поверхности дорожной разметки (коэффициента светооражения при диффузном дневном или искусственном освещении – по ГОСТ Р 52289-2004), коэффициента яркости, цвета, сцепных параметров, степени износа (разрушения) горизонтальной дорожной разметки по площади. Также в Рекомендациях предусматривается оценка условий нанесения разметки.

Цель определения условий нанесения горизонтальной дорожной разметки заключается в установлении условий и температурных режимов при работе по устройству разметки. Для этого контролируются следующие параметры: -  температура воздуха; -  температура покрытия; - температура расплава термопластичных разметочных материалов; -  относительная влажность воздуха.

Помимо перечисленных параметров во время нанесения разметки следует проводить оценку соответствия нанесенных линий проектному положению, геометрических размеров и расхода материалов включая микростеклошарики.

Состояние дорожного покрытия, на которое наносится разметка, контролируется до нанесения разметки. Дорожное покрытие должно быть сухим, очищенным от загрязнений и  не иметь дефектов, которые могут повлиять на качество нанесения разметки. В противном случае его состояние оценивается как «неудовлетворительное».

При проведении приемочного и эксплуатационного контроля качества горизонтальной дорожной разметки необходимо проводить измерения геометрических, светотехнических и сцепных параметров.

Геометрические параметры контролируются с использованием металлических рулеток, линеек и штангенциркулей. Применение мерных колес для оценки соответствия геометрических параметров разметки, установленным в национальных стандартах и проектной документации, не допускается.

К фотометрическим характеристикам, подлежащим контролю относятся:  коэффициент световозвращения, коэффициент яркости при рассеянном дневном и искусственном освещении (коэффициент светооражения при диффузном дневном или искусственном освещении – по ГОСТ Р 52289-2004), коэффициент яркости и цвет. Видимость разметки в темное время суток и в отсутствии искусственного освещения автомобильных дорог характеризуется коэффициентом световозвращения. Видимость разметки в светлое время или  в тёмное при наличии искусственного освещения оценивается коэффициентом яркости при диффузном освещении поверхности дорожной разметки (коэффициента светооражения при диффузном дневном или искусственном освещении – по ГОСТ Р 52289-2004). Для определения этих параметров используются ретрорефлектометры или иные приборы, моделирующие видимость горизонтальной дорожной разметки из автомобиля при ее освещении светом фар на расстоянии 30 м при уровне расположения глаз водителя над поверхностью дороги равном 1,2 м и высоте расположения фар автомобиля равной 0,65 м.

Коэффициент яркости характеризует зрительное восприятие человеческим глазом степени яркости исследуемой поверхности. Условия измерения данного параметра позволяют сделать вывод о том, что коэффициент яркости в большей степени характеризуют свойства разметочного материала, нежели дорожной разметки. Для контроля коэффициента яркости применяется спектрофотометр, колориметр или яркомер с геомет­рией измерения 450/00.

Оценка цвета дорожной разметки заключается в измерении координат цветности x и y  при спектральном распределении излучения стандартного источника света D65 с помощью спектрофотометра или колориметра. Допускается контроль цвета дорожной разметки проводить методом визуального сравнения с эталонными образцами, утвержденными в установленном порядке, при дневном рассеянном свете и наблюдении в направлении перпендикулярном поверхности разметки.

Сцепные свойства разметки в соответствии с действующими нормативными документами характеризируются величиной отличия коэффициентов сцепления шины автомобиля с увлажненной поверхностью разметки и покрытия, на которое она нанесена, выраженной в процентах. Величину коэффициентов сцепления определяют с помощью прибора ППК-МАДИ-ВНИИБД или других приборов, показания которых должны быть приведены к показаниям ПКРС-2У. Использование прочих приборов, включая маятниковый прибор (Swinging pendulum) не может быть признано корректным, так как, прежде всего, получаемые результаты не коррелируются с показаниями прибора ПКРС-2У.

Определение степени износа и разрушения горизонтальной дорожной разметки по площади производится в процессе эксплуатационного контроля. Методы основаны на подсчете относительного числа участков разметки с обнажением поверхности дорожного покрытия при помощи специального шаблона или обработки электронных снимков с использованием персонального компьютера. Однако следует обратить внимание, что период функциональной долговечности определяется не только сохранностью разметки по площади, но и, что не менее важно, соответствием фотометрических параметров нормативным требованиям.

 В связи с серьёзными недостатками нормирования методов контроля горизонтальной дорожной разметки в действующих национальных стандартах по заданию Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации силами Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета) и Научно-производственного центра «М Дорконтроль» проводится разработка нового национального стандарта ГОСТ Р «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Методы контроля».

Проект указанного национального стандарта основывается на рассмотренных выше «Рекомендациях по контролю качества горизонтальной дорожной разметки», учитывает положения европейских норм, стандартов Федеральных управлений автомобильных дорог, стандартов НПЦ «М Дорконтроль». Обязательным условием является переход в новом национальном стандарте на исключительно объективные, инструментальные методы контроля, а также обработки полученных результатов.

В Таблице собрана информация о наличии нормирования методов контроля параметров горизонтальной дорожной разметки в ряде действующих нормативных и рекомендательных документах, а также в проекте национального стандарта ГОСТ Р «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Методы контроля».

Наимено-
вание

параметра, подлежащего контролю

Нормативные и прочие документы,
устанавливающие требования (рекомендации)
к методам контроля горизонтальной дорожной разметки

СНиП 3.06.03-85 «Автомо-бильные дороги»

 

 

ГОСТ Р 50597-93 «Автомо-
бильные дороги и улицы. Требования к эксплуата-
ционному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»

ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требо­
вания»

Рекомен-дации по контролю качества горизон-
тальной дорожной разметки

Проект ГОСТ Р «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Методы контроля»

Цвет (координаты цветности)

Отсутствует

Практически отсутствует5

Изложен не в полном объёме

Изложен

Изложен

Цвет (визуально по сравнению с эталонным образцом)

Отсутствует

Практически отсутствует5

Изложен некорректно

Изложен

Изложен

Геометрические параметры в плане

Изложен некорректно

Изложен некорректно

Отсутствует

Изложен

Изложен

Толщина линий1

Отсутствует

Изложен некорректно

Отсутствует

Изложен

Изложен

Коэффициент световозвра-
щения
2

Отсутствует

Практически отсутствует5

Изложен некорректно

Изложен

Изложен

Коэффициент яркости

Отсутствует

Практически

Отсутствует5

Изложен некорректно

Изложен

Изложен

Коэффициент яркости при диффузном освещении3

Отсутствует

Отсутствует

Изложен некорректно

Изложен

Изложен

Коэффициент сцепления4

Отсутствует

Отсутствует

Изложен не в полном объёме

Изложен

Изложен

Условия нанесения

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Изложен

Изложен

Толщина нанесения

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Изложен

Изложен

Расход материала

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Изложен

Изложен

Проведение инструментального контроля качества на всех этапах устройства горизонтальной дорожной разметки позволяет не только принимать обоснованное решение о приёмке выполненных работ и о состоянии разметки в процессе эксплуатации, но также и выявлять причины брака. Уже на протяжении ряда выполненная горизонтальная дорожная разметка принимается на основании инструментального контроля качества на объектах ФУАД «Центравтомагистраль», ФУАД «Холмогоры», ФУАД «Черноземье», Управления автомагистрали «Москва – Минск», ФУАД «Урал», ГУП г. Москвы «Доринвест».

Подрядные организации, осуществляющие нанесение разметки, также все в большем объёме производят инструментальный контроль проводимых работ. Учитывая высокую стоимость полного набора необходимого оборудования и инструмента, большую роль в проведении работ по контролю качества продолжают играть специализированные организации.

Сложившаяся ситуация в области безопасности дорожного движения, значительный рост динамических параметров транспортных средств и интенсивности движения требуют обеспечения своевременного и объективного контроля качества горизонтальной разметки на всех этапах. Это позволит реально оценивать основные технические характеристики разметки, своевременно выявлять брак, её износ и разрушения, не допуская снижение уровня безопасности движения и неэффективного использования средств.

http://www.dorvest.ru

 

дизайн разработка и наполнение сайта