Публикации
20 февраля 2018 г. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) № 81-ст утверждён национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51256-2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» с датой введения в действие 1 июня 2018 г. взамен ГОСТ Р 51256-2011.


 

Дорожная разметка и безопасность движения.

01.03.2006
Свежинский Владислав Николаевич, генеральный директор Научно-производственного центра «М Дорконтроль», старший научный сотрудник Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета)

Дорожная разметка и безопасность движения.

Последние годы в Российской Федерации характеризуются значительным ростом парка автомобилей, опережающим темпы увеличения протяженности улично-дорожной сети. Это происходит несмотря на большой объем нового строительства автомобильных дорог, магистралей и улиц населенных пунктов. В этих условиях значительно возрастает роль технических средств организации дорожного движения, к которым относятся дорожные знаки, разметка, светофоры и направляющие устройства (сигнальные столбики, тумбы и др.). Этот тезис справедлив как к магистралям и улицам населенных пунктов, так и загородным автомобильным дорогам.

Особое место среди технических средств организации дорожного движения занимает разметка. Основным ее отличием от остальных технических средств организации дорожного движения является продолжительность ее нахождения в поле зрения водителей транспортных средств. Эта особенность разметки позволяет с высокой эффективностью применять не только для регулирования транспортных потоков, но и для организации движения пешеходов. Оценка эффективности дорожной разметки представляет достаточно непростую задачу. Хрестоматийным является пример профессора В.Ф. Бабкова. После разметки в 1961 г. участка Рязанского шоссе в Московской области количество дорожно-транспортных происшествий сократилось в 6 раз, а на следующий год до момента восстановления разметки, количество ДТП снова значительно возросло. Положительная роль дорожной разметки подтверждается данными результатами анализа зарубежных исследований влияния различных видов дорожной разметки на аварийность.

Применение разметки в настоящее время признано одной из эффективных и широко внедряемых в странах Европы, мер обеспечения безопасности дорожного движения низкой стоимости, позволяющим в результате относительно небольших капиталовложений способствовать повышению безопасности на дорогах. В определенной степени эффективность дорожной разметки можно оценивать по статистическим данным анализа причин дорожно-транспортных происшествий. Отсутствие или неудовлетворительное состояние разметки является прямой или косвенной причиной около 4-5% дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации.

Дорожная разметка может наноситься красками, термопластиками, холодными пластиками, полимерными лентами и световозвращателями (катафотами). Основными материалами, используемыми для горизонтальной дорожной разметки в г. Москве, являются краски и термопластики.

Явным преимуществом красок является низкая стоимость как самого материала, приходящаяся на единицу площади разметки по сравнению с использованием пластичных материалов, так и технологического оборудования для его нанесения. Также нельзя не отметить короткое время высыхания материала (краски), а также наличие возможности трафаретного нанесения сложных по конфигурации элементов разметки. К сожалению, есть и недостатки. Прежде всего - это низкая долговечность горизонтальной разметки, нанесенной краской.

Вторым широко распространенным материалом является термопластик. Этот вид материалов не содержит растворителей, а необходимые для нанесения разметки текучие свойства термопластиков приобретаются в результате плавления при температуре 150 - 220°С. Основным недостатком термопластиков является необходимость проведения разогрева материала перед применением. Горизонтальная дорожная разметка из термопластика обладает гораздо большей функциональной долговечностью, чем в случае использования красок.

В качестве альтернативы термопластикам следует привести холодные пластики, которые не требуют разогрева для их применения, а в исходном виде представляют собой текучую смесь основ­ных компонентов и отдельно прилагаемый отвердитель. В результате их смешения образуется материал, создающий элементы горизонтальной дорожной разметки. Применение холодных пластиков в г. Москве и других субъектах Российской Федерации сдерживается относительно высокой стоимостью и малым количеством машин. Однако необходимо отметить, что холодные пластики не только имеют хорошую перспективу использования в различных климатических условиях, но и, может быть, в отдельных случаях могут быть оптимальным материалом для горизонтальной дорожной разметки.

Полимерные ленты относятся к изделиям для дорожной разметки и применяются в экспериментальном порядке. В настоящее время полимерные ленты не нашли широкого применения, но уже не только в г. Москве и центральном регионе можно наблюдать объекты размеченные с использованием этих изделий. Изготовление полимерных лент в заводских условиях позволяет добиться высокого и стабильного качества, но для достижения высоких результатов также необходимо тщательное соблюдение технологии нанесения разметки. Стоимость горизонтальной дорожной разметки из полимерных лент является весьма высокой и превышает стоимость разметки выполненной холодным пластиком.

Важнейшими характеристиками дорожной разметки являются параметры, определяющие её видимость. В светлое время суток видимость разметки характеризуется её размерами, контрастом цвета и яркости (коэффициента яркости) разметки и покрытия, на которое она нанесена. Размеры и цвет разметки установлены в национальном стандарте Российской Федерации - ГОСТ Р 51256-99. Также в этом документе нормируется значение коэффициента яркости в зависимости от характеристики автомобильной дороги - её категории, материала верхнего слоя покрытия и цвета разметки. Анализ условий измерения данного параметра указанной схемы позволяет сделать вывод, что он может быть назван характерным скорее для пешеходов, нежели для водителей транспортных средств. В настоящее время завершается процесс утверждения Изменения 1 в ГОСТ Р 51256-99, разработанного в Московском автомобильно-дорожном институте (Государственном технически университете) при непосредственном участие специалистов Научно-производственного центра "М Дорконтроль" по заданию Федерального дорожного агентства Министерства транспорта российской Федерации. В этом изменении предусматривается введение параметра горизонтальной дорожной разметки, определяющей её видимость в светлое время суток водителями автомобилей. По согласованию с Техническим комитетом 278 "Безопасность дорожного движения" и Главным управлением ГИБДД СОБ МВД России (ныне - Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России) данный параметр был назван коэффициентом видимости при рассеянном дневном и искусственном освещении.

Для придания разметке световозвращающих свойств, которые обеспечивают её видимость в тёмное время суток в отраженном свете фар транспортных средств, применяют стеклошарики. Диаметр применяемых стеклошариков составляет от 50 до 1500 микрон (0,05 - 1,50 мм) в зависимости от вида разметочного материала. Стеклошарики наносятся как на поверхность линий, так и вводятся в состав пластиков. Оптимальным с точки зрения наибольшего значения световозвращения является их заглубление на 50 % в разметку. Наличие стеклошариков также способствует увеличению срока службы разметки. При этом необходимо отметить, что только наличие стеклошариков в составе пластика, как правило, не может обеспечить даже минимальных требований к световозвращению разметки.

В крупных городах и на ряде основных магистралей в настоящее время действует стационарное искусственное освещение. В этих условиях значимость световозвращающих параметров в определенной степени снижается. А в качестве основного параметра, определяющего видимость разметки, выступает коэффициент видимости при рассеянном дневном и искусственном освещении.

Также в указанном выше Изменении 1 в ГОСТ Р 51256-99 предусматривается введение возможности применения «структурной» разметки, состоящей из отдельных фрагментов или имеющих определенную форму в виде шахматной доски, гребенки и т.д. Подобная разметка обеспечивает лучшую видимость разметки в темное время суток при мокром состоянии покрытия в отраженном свете фар транспортных средств. Также «структурная» разметка обладает еще одним важным свойством. При наезде на нее колесом транспортного средства, водитель получает дополнительную информацию в виде вибрации, что позволяет своевременно предпринять меры для возвращения в пределы полосы движения. С учетом климатических особенностей большей части территории Российской Федерации подобная разметка является весьма перспективной.

При большом предложении на рынке различных материалов вопрос выбора представляет очень серьезную проблему. На протяжении ряда лет Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации проводятся контрольно-полевые испытания. В этих испытаниях принимают участие все желающие производители разметочных материалов. Контрольные линии наносятся на различных видах покрытий и находятся под постоянным инструментальным наблюдением. На основании полевых обследований и лабораторных испытаний материалов подготавливается их рейтинг. В 2005 г. подобные испытания проводятся в г. Москве по заданию Департамента Жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города, Центра мониторинга дорог и дорожных технологий и организации, осуществляющей управление основными магистралями и улицами столицы – «Доринвест».

Наличие на автомобильных дорогах и улицах населенных пунктов современных технических средств организации движения (включая разметку), отвечающих современным требованиям, позволит не только повысить безопасность движения, но и создаст более комфортные условия работы водителей, повысит пропускную способность существующей сети дорог.

http://transafety.ru/issue/2005-4/

 

дизайн разработка и наполнение сайта