Публикации
20 февраля 2018 г. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) № 81-ст утверждён национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51256-2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» с датой введения в действие 1 июня 2018 г. взамен ГОСТ Р 51256-2011.


 
Выступление Свежинского В.Н. на международном семинаре «Нормативно-правовое регулирование движения тяжеловесных транспортных средств. Методы оценки влияния мероприятий по улучшению дорожных условий на обеспечение безопасности дорожного движения.

06.05.2005
 «Нормативная база Российской Федерации в области безопасности дорожного движения. Состояние и развитие»

Аварийность на автомобильном транспорте – одна из важнейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством государств. Ежегодно в мире более 50 млн. человек погибают и получают ранения в результате дорожно-транспортных происшествий. По данным Международной федерации обществ Красного креста и Красного полумесяца отмечается, что постоянно обостряющаяся проблема дорожно-транспортного травматизма сдерживает развитие стран и требует принятия активных действий.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения чрезвычайно остро стоит и в Российской Федерации. Последствия дорожно-транспортных происшествий соответствует масштабу проблемы, угрожающей национальной  безопасности страны.

Понятие «безопасность» в широком понимании определено в Федеральном законе «О безопасности»: «Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности развития личности, общества и государства. Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации устанавливаются в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». При этом под безопасностью дорожного движения понимается состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. В свою очередь, дорожное движение – это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Дорожное движение представляет собой сложную систему, успешное функционирование которой возможно только при слаженном взаимодействии всех её составляющих компонентов. В.В. Сильянов предложил следующую структуру дорожного движения: «Водитель – транспортное средство – дорога – окружающая среда – средства управления движением».

Невысокий уровень подготовки водителей, крайне низкая дисциплина большой части участников движения, постоянное старение парка транспортных средств и неудовлетворительное состояние части автомобилей, постоянное превышение темпов автомобилизации над увеличением протяженности улично-дорожной сети отрицательно сказываются на безопасности дорожного движения. Но в настоящем докладе хотелось бы подробно остановиться на «дорожном факторе». Средства управления движением непосредственно связаны с дорогой, поэтому эти два элемента дорожного движения рассматриваются вместе.

Нормативная база является фундаментом, основой любого вида деятельности, в том числе и по обеспечению безопасности дорожного движения.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами этого Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Значение этого Федерального закона возросло, по нашему мнению, после вступления в действие Федерального закона «О техническом регулировании». До момента принятия технических регламентов количество обращений к Федеральным законам вообще, и к Федеральному закону «О безопасности движения» может значительно увеличиться из-за перехода положений государственных (с 01 июля 2003 г. национальных) стандартов в рекомендательную плоскость.

При установлении в Федеральном законе «О безопасности движения» основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, первым прописан приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении,  над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Вторым устанавливается приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что введение с 01 июля 2003 г. в действие Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» требует изменения подхода к отношению к Федеральному закону «О безопасности движения». Устанавливаемая в данном Федеральном законе ответственность государства может реально вылиться в серьезные потери для дорожной отрасли. Причиной этого могут стать регрессные иски со стороны страховых организаций к дорожникам. По предварительным оценкам масштабов подобных выплат, проведенных одним из основных органов управления федеральными автомобильными дорогами, они могут быть сравнимы с расходами, выделяемыми на содержание.

Введение в действие Федерального закона «О техническом регулировании» и признание с 01 июля 2003 г. утратившим силу Закона Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации» фактически означает коренное изменение принципов установления технических норм. Также утрачивает силу Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» и ряд пунктов и статей федеральных законов, касающихся вопросов внесения изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты.

Вводится понятие технического регламента, устанавливающего обязательные для применения и исполнения требований к объектам технического регулирования, т.е. продукции (включая здания, строения и сооружения), процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Технические регламенты подразделяются на два вида:
  1.   Общие технические регламенты;
  2.   Специальные технические регламенты.

Общие технические регламенты должны содержать требования, обязательные для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации. Специальные технические регламенты содержат требования, учитывающие технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Одним из основных отличий технического регламента от обязательного государственного стандарта является то, что обязательные требования устанавливаются к выходным характеристикам продукции, процесса производства и т.д. и не должны содержать требования к конструкции и исполнению.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования.

Устанавливается новый подход к разработке и принятию обязательных требований – технический регламент принимается практически по той же процедуре, что и законы Российской Федерации.

Главе 3 Федерального закона «О техническом регулировании» устанавливаются основные цели стандартизации и следующие категории нормативных документов:

  • национальные стандарты;
  • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  •  применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико - экономической и социальной информации;
  • стандарты организаций.

В рассматриваемом законе не оговаривается самое крупное направление стандартизации Российской Федерации – отраслевая стандартизация (количество отраслевых стандартов значительно превышает количество государственных: более 32000 против 23000).

В результате введения в действие Федерального закона «О техническом регулировании» и автоматического перехода требований государственных стандартов в рекомендации для обеспечения реальной возможности регулирования безопасности функционирования дорог в новых условиях необходимо до появления технических регламентов разработка и оформление детально проработанных контрактов на проведение договоров и жесткого их выполнения путем соблюдения требований нормативных документов через:

  1.   Технические задания на проектирование;
  2.  Проектную документацию, включая технические спецификации;
  3.   Контрактную документацию.

За прошедшие два года с момента принятия ФЗ «О техническом регулировании» не принят ни один технический регламент. Разработанные первые проекты технических регламентов представляют собой механический набор СНиПов, СанПиНов, требований государственных стандартов. Это характеризуется тем, что в настоящее время не определены единые «правила игры», т.е. отсутствует какая-либо узаконенная методология разработки и оформления технических регламентов.

Реформирование системы технического регулирования в России характеризуется изменением статуса стандартов. Государственные стандарты Российской Федерации из основного инструмента государственного технического регулирования трансформируются в национальные стандарты Российской Федерации - признанные обществом, но добровольные для применения технические правила. Добровольное применение стандартов означает, что вы его добровольно выбираете. Но если вы взяли этот стандарт, то надлежит все содержащиеся в нем требования выполнить.

Национальные стандарты будут разрабатываться в основном по индикативным прогнозам, программам (планам) стандартизации, утверждаемым Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. При этом статьей 16 ФЗ «О техническом регулировании» определен общий порядок (правила процедуры) разработки и утверждения национальных стандартов.

В настоящее время в Российской Федерации действует около двух десятков основных национальных стандартов в области безопасности дорожного движения, непосредственно устанавливающих требования к автомобильным дорогам. При этом необходимо отметить, что состояние нормативной базы не может быть признано удовлетворительным. К ее основным недостаткам следует отнести следующие:

  • Наличие противоречий;
  • Отсутствие требований к ряду важнейших параметров;
  • Несоответствие требований современному уровню;
  • Отсутствие методов контроля нормируемых параметров или неполное их изложение.

В качестве примера можно привести нормирование коэффициента яркости дорожной разметки. В настоящее время два национальных стандарта устанавливают требования к этому параметру: ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования». В первом стандарте указаны требования к этому фотометрическому параметру разметки в эксплуатационном состоянии, а во втором – как в «начальном» (т.е., непосредственно сразу же после нанесения и в течение определенного времени), так и в дальнейшем. Анализ этих требований показывает, прежде всего, различный подход при установлении минимально допустимых значений. В ГОСТ Р 50597-93 требования устанавливаются в зависимости от цвета и применения световозвращающих элементов (микростеклошариков), а в ГОСТ Р 51256-99 – в зависимости от цвета и характеристик автомобильной дороги. Как видно из таблицы, имеет место различное нормирование значений коэффициента яркости в двух действующих национальных стандартах. К сожалению, в проекте национального стандарта ГОСТ Р «Дороги автомобильные. Требования к элементам обустройства» предлагается иное установление требование к рассматриваемому параметру (таблица). Возможно, что в проекте национального стандарта имеет место неточность и во второй (окончательной) редакции документа.

Таким образом, складывается недопустимая ситуация, когда существуют противоречия в нормировании одного из важнейших параметров технического средства организации дорожного движения.

Что касается отсутствия требований в национальных стандартов, то можно привести следующие примеры: не нормируются величина горизонтальной освещенности от искусственного освещения вне населенных пунктов, параметры металлических стоек для дорожных знаков, характеристики временных пластиковых ограждений (буферов).

Одним из наиболее ярких примеров несоответствия требований современному уровню являются действующие требования к ровности, к дорожным ограждениям.

Отсутствие методов контроля нормируемых параметров или неполное их изложение также является очень серьезной проблемой. Установление требований к характеристикам без указания метода их контроля, оценки не может быть признано удовлетворительным.

Упомянутый ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» обладает практически всеми перечисленными недостатками:

  • имеет место ссылка на отмененный уже несколько лет назад ГОСТ 13508-74;
  • возможность неоднозначного толкования технических требований;
  • неудовлетворительное изложение раздела «Методы контроля».

 С 1 января 2006 г. ситуация с ГОСТ Р 50597-93 обострится – в тексте документа будут ссылки уже не на один, а на четыре отмененных стандарта (ГОСТ 10807-78, ГОСТ 13508-74, ГОСТ 23457-86, ГОСТ 25695-91).

Анализ сроков действия национальных стандартов, показывает, что значительное количество документов уже устарело. Около 30% национальных стандартов было разработано более 20 лет назад. Введение изменений не всегда может решить проблему: развитие материалов, техники, технологий, а также данные по аварийности свидетельствуют о недопустимости подобного положения. Среди «старейших» национальных стандартов следует отметить следующие:

  1. ГОСТ 10807-78 «Знаки дорожные. Общие технические условия»;
  2. ГОСТ 25458-82 «Опоры деревянные дорожных знаков. Технические условия»;
  3. ГОСТ 25459-82 «Опоры железобетонные дорожных знаков. Технические условия».

Благодаря большой постоянной работе, проводимой Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации, Департаментом организации безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Техническими комитетами, ведущими научными организациями в последнее время произошли серьезные сдвижки в деле совершенствования нормативной базы.

 С 01.01 2006г. вводятся в действие ряд национальных стандартов, среди них:

  • ГОСТ Р 52289-2004 «ТСОДД Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»;
  • ГОСТ Р 52290-2004 «ТСОДД Знаки дорожные»;
  • ГОСТ Р «ТСОДД. Светофоры дорожные».

      В стадии согласования находятся следующие национальные стандарты:

  • ГОСТ Р «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования»;
  • ГОСТ Р «Геометрические элементы автомобильных дорог»;
  • Изменение 1 в ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования».

      В настоящее время в стадии разработки большое количество национальных стандартов, в том числе:

  • ГОСТ Р «Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения»;
  • ГОСТ Р «Материалы для разметки дорожной. Технические требования»;
  • ГОСТ Р «Материалы для разметки дорожной. Методы контроля»;
  • ГОСТ Р «Технические средства организации дорожного движения. Классификация дорожных ограждений»;
  • ГОСТ Р «Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие для автомобилей»;
  • ГОСТ Р «Технические средства организации дорожного движения.  Дороги автомобильные. Классификация элементов обустройства»;
  • ГОСТ Р «Технические средства организации дорожного движения. Дороги автомобильные. Требования к элементам обустройства»;
  • ГОСТ Р «Технические средства организации дорожного движения.  Дороги автомобильные. Методы определения параметров элементов обустройства»;
  • ГОСТ Р «Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближений автомобильных дорог общего пользования»;
  • ГОСТ Р «Методы испытаний дорожных ограждений»;
  • ГОСТ Р «Требования к сцеплению колеса автомобиля с дорожным покрытием»;
  • ГОСТ Р «Определение коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием»;
  • ГОСТ Р «Требования к ровности покрытия автомобильной дороги»;
  • ГОСТ Р «Определение ровности покрытия автомобильной дороги»

Очень важным при разработке новых нормативных документов является возможность обсуждения широким кругом специалистов. Уведомление о разрабатываемых технических регламентах и национальных стандартах публикуется на сайте www.gost.ru.

Уведомление содержит следующую информацию:

  • Наименование организации-разработчика;
  • Наименование объекта стандартизации;
  • Наименование проекта национального стандарта;
  • Перечень положений, отличающихся от положений соответствующих международных стандартов;
  • Срок публичного обсуждения;
  • Адрес, по которому осуществляется прием замечаний;
  • Адрес, по которому можно получить копию проекта национального стандарта

Копия проекта национального стандарта должна предоставлена каждой заинтересованной организации, а стоимость документа не может превышать стоимость копирования. Организации, направившие свои предложения и замечания в адрес разработчиков, должны получить от них ответную информацию были ли учтены эти  предложения и замечания.
В ближайшее время планируется приступить к разработке целого ряда национальных стандартов. Среди них следует отметить следующие:

  • ГОСТ Р «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Методы контроля»;
  • ГОСТ Р «Изделия для разметки дорожной. Микростеклошарики. Технические требования. Методы контроля»;
  • ГОСТ Р «Изделия для разметки дорожной. Штучные формы. Технические требования. Методы контроля»;
  • ГОСТ Р «Автомобильные дороги и улицы. Освещенность горизонтальная. Технические требования. Методы контроля»;
  • ГОСТ Р «Переезды железнодорожные. Требования к устройству и содержанию».

Естественно, что этим перечнем не может быть ограничен список недостающих национальных стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Требуют разработки национальные стандарты, устанавливающие требования, методы контроля и правила применения опор для дорожных знаков, противоскользящих изделий для дорожной разметки, полимерных лент для дорожной разметки, направляющих устройств, средств наружной рекламы, противогололедных материалов и др.

Разработка, согласование и утверждение национальных стандартов занимает значительное время, равно как и введение изменений в них. Часто в процессе согласования или утверждения даже сами разработчики понимают, что учли далеко не все, что появились новые материалы, изделия, технологии и т.д. В определенной степени из складывающейся ситуации является создание и введение в действие стандартов организаций. Статьей 17 ФЗ «О техническом регулировании» определено, что стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей стандартизации, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций будет устанавливаться ими самостоятельно, а, следовательно, время, затрачиваемое на введение их в действие будет значительно меньше, чем время, затрачиваемое на процедуру введения в действие национальных стандартов. Таким образом, стандарты организаций позволят более оперативно использовать новейшие научно-технические достижения и результаты, внедрять новейшие материалы и технологии в практику.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что стандарты организаций будут способствовать освоению и соблюдению в дорожной отрасли наиболее прогрессивных (более высоких) требований к безопасности, качеству и экономичности продукции, производственных процессов и т.п.

Особо необходимо отметить возрастающую роль и значение профессиональных стандартов научных и инженерных организаций. Ведущие зарубежные страны отдают предпочтение разработке и принятию добровольных стандартов именно таким организациям (например АSTM в США). Эти стандарты предназначены, в первую очередь, для динамичного распространения наиболее высоких достижений и результатов исследований, инноваций, разработок и т.д.

Вопросы перевода норм отраслевых нормативных документов либо в национальные стандарты, либо в стандарты организаций должны решаться при пересмотре конкретных нормативных документов. Критерием перевода какой-либо конкретной отраслевой нормы в пересматриваемые стандарты является то, какие направления она нормирует. Если вопросы безопасности, то тогда эту отраслевую норму желательно переводить в национальные стандарты (или даже в технические регламенты). Если это вопросы обеспечения качества и экономичности, то лучше в стандарты организаций, в том числе, в стандарты научно-инженерных обществ. Для стандартов организаций важно, чтобы эти стандарты признавались не только данной организацией, но и всеми другими субъектами сферы дорожного хозяйства, вследствие чего профессиональный авторитет (имидж) данной организации становится очень важным фактором. Такой организацией является Российский Союз научных, инженерных и общественных организаций (РосСНИО). При этом хочется отметить, что Росавтодор, первым из федеральных органов исполнительной власти подписал Соглашение с РосСНИО о взаимодействии в области стандартизации.

Очень важным является разработка и введение в действие стандартов органов управления автомобильных дорог, организаций. осуществляющих деятельность по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог, а так же поставщиков материалов, изделий и конструкций для дорожного строительства. Именно в стандартах организаций могут быть отражены особенности, учесть которые в национальных стандартах практически невозможно. Так в Федеральном управлении автомобильных дорог «Центральная Россия» с 1 января 2003 г. действуют «Технические требования к горизонтальной дорожной разметке», с 23 сентября 2002 г. в Управлении автомобильных дорог Московской области действуют «Временные нормативно-технические требования к горизонтальной дорожной разметке автомобильных дорог общего пользования, городских и сельских улиц, находящихся в управлении УАД «Мосавтодор»».

Постоянная работа над совершенствованием нормативной базы является необходимым условием эффективного использования выделяемых на дорожное хозяйство средств и, самое главное, без этого невозможно реальное повышение безопасности дорожного движения.

 

дизайн разработка и наполнение сайта