Сравнительные полевые испытания в 2014-2015 г.г.
 
В феврале 2009 г. на заседании рабочей группы «Дорожная разметка» при экспертной группе № 4 НТС Росавтодора был рассмотрен вопрос возобновления проведения полевых испытаний материалов и изделий для горизонтальной дорожной разметки и материалов для цветных покрытий противоскольжения (далее ЦПП). Было принято решение о целесообразности проведения сравнительных полевых испытаний материалов и изделий для горизонтальной дорожной разметки и ЦПП.
Возобновление проведения СПИ было поддержано руководством Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации и Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства Внутренних дел России (ныне  Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации).
К принципиальным отличиям СПИ нового формата необходимо в первую очередь отнести следующие:
  • Финансирование СПИ осуществляется за счёт средств участников;
  • Исключительно инструментальный контроль всех параметров;
  • Результаты СПИ представляются в виде комплекса данных по всем нормируемым параметрам без создания каких-либо рейтингов, «белых» и «чёрных» списков;
  • Подтверждение серийности выпуска материалов, представляемых на СПИ (по желанию участников).
Первые СПИ в новом формате были организованы в Воронежской области на автомобильной дороге М-4 «Дон». При помощи ФГУ ФУАД «Черноземье» и филиала ФГУ «Росдортехнология» по Центральному округу был выбран участок и проведены необходимые мероприятия по его подготовке к проведению испытаний. СПИ были начаты в мае 2009 г. и продолжались по июнь 2012 г.
Результаты СПИ были рассмотрены на заседании одной из секций Научно-технического совета Росавтодора, где были одобрены и рекомендованы для продолжения, а также для расширения их географии проведения.
В 2010 г. было принято решение о проведении Сравнительных полевых испытаний материалов в Сибирском федеральном округе, на объектах, находящихся в оперативном управлении ФГУ «Сибуправтодор». Контрольные линии были нанесены в мае 2012 г. на двух участках автомобильной дороги М-51 «Байкал» в Новосибирской области – с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием. Работа по мониторингу контрольных линий на этих СПИ продолжалась до июня 2012 г. 
В мае 2011 г. очередные СПИ были начаты в Ленинградской области на автомобильной дороге М-18 «Кола» при поддержке ФКУ ФУАД «Северо-Запад» им. Н.В. Смирнова и продолжались до осени 2012 г.
В мае 2012 г. при поддержке ФКУ ФУАД «Центравтомагистраль» на автомобильной дороге М-2 «Крым» в Московской области были нанесены контрольные линии новых СПИ. Эти СПИ продолжались до осени 2013 г.
15 мая 2014 г. новые СПИ по согласованию с Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» были начаты на автомобильной дороге М-4 «Дон». Особенностью данных СПИ является испытание исключительно материалов, обеспечивающих длительную функциональную долговечность горизонтальной дорожной разметки.
Сравнительные испытания состоят из следующих этапов: нанесение материалов для горизонтальной дорожной разметки, оценка первоначального состояния контрольных линий (до открытия движения транспортных средств), лабораторные испытания материалов для горизонтальной дорожной разметки и эксплуатационный контроль качества контрольных линий. Результаты каждого этапа оформляются в виде отчётного материала (отчёта или справки) и передаются членам комиссии и участникам СПИ, а также публикуются в отраслевых средствах массовой информации («Автомобильные дороги», «Дорожная держава», «Строительные материалы» и др.).

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛЕВЫЕ ИСПЫТАНИЯ

На СПИ были представлены следующие материалы:
  • Холодные пластики – 5 материалов;
  • Термопластики – 5 материалов.
Для подтверждения серийности участникам СПИ было предложено провести опечатывание ёмкостей в заводской упаковке на складе готовой продукции.

Перечень материалов (холодных пластиков и термопластиков) с указанием подтверждения серийности продукции представленных на СПИ, приведён в таблицах 1 и 2.

Таблица 1
Перечень холодных пластиков, представленных на СПИ


Таблица 2
Перечень термопластиков, представленных на СПИ


ОПИСАНИЕ УЧАСТКА

СПИ проводятся на участке автомобильной дороги М-4 «Дон» км 478+050 – км 480+020 (прямое направление) (рис. 1 и 2).


Рис. 1. Общий вид участка автомобильной дороги М 4 «Дон», км 478+050 – км 480+020, прямое направление (15 мая 2014 г., до начала ограждения места производства работ)


Рис. 2 Общий вид участка автомобильной дороги М 4 «Дон», км 478+050 – км 480+020, прямое направление (15 мая 2014г., после перекрытия движения и осуществления движения транспортных средств прямого направления по полосе встречного движения)

Категория автомобильной дороги – I-б. Количество полос движения – 4 (по две в каждом направлении).
В 2011 г. был выполнен капитальный ремонт покрытия с устройством верхнего слоя из щебёночно-мастичной асфальтобетонной смеси (ЩМА). Состояние покрытия нормативное.
Видимость в плане и профиле обеспечена.
На протяжении всего участка установлено осевое барьерное ограждение.  На участке имеются технологические разрывы (по 35 м) в барьерном ограждении для перепуска транспортных средств на время проведения работ по нанесению контрольных линий (на км 478+050, км 480+020).
На участке находится объект сервиса (АЗС Роснефть) км 479+100.
На участках были установлены информационные знаки, соответствующие Регламенту (рис. 3).

Рис. 3 Информационный знак

Интенсивность движения транспортных средств по участку автомобильной дороги приведена в таблице 3. На рисунках 4 и 5 представлены составы движения (распределения по категориям транспортных средств) на участке автомобильной дороги. Ближайший пункт учёта интенсивности и состава движения транспортных средств расположен на км 481+850.

Таблица 3
Годовая среднесуточная и максимальная суточная интенсивность движения транспортных средств на ближайшем пункте учёта интенсивности, 2013 и 2014 г.г.



Рис. 4 Состав движения (распределение по категориям транспортных средств) на участке автомобильной дороги в 2013 г., %


Рис. 5 Состав движения (распределение по категориям транспортных средств) на участке автомобильной дороги в 2014 г. (в период с 1 января по 20 мая), %

НАНЕСЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ЛИНИЙ

Контрольные линии наносились 15.05.2014 г. на подготовленную поверхность – на покрытии отсутствовали загрязнения (песок, грунт), посторонние предметы, поверхность была сухой. Место нанесения линий – контрольный участок км 478+200 – км 478+400, прямое направление.
До нанесения контрольных линий место производства работ было огорожено в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой, силами Филиала «Воронеж» ЗАО «МТТС», с участием ООО ЦИТИ «Дорконтроль» и ООО «Лакдей». 
Экспериментальные линии наносились после предварительной разметки, выполненной совместно ООО ЦИТИ «Дорконтроль» и ООО «Лакдей» (рис. 6).


Рис. 6 Предварительная разметка участка

Предварительная разметка наносилась в соответствии с Регламентом.
В процессе нанесения каждой контрольной линии фиксировались следующие параметры:
  • Температура воздуха;
  • Относительная влажность воздуха;
  • Температура покрытия.
Работы проводились в солнечную погоду. Данные по температурам воздуха и покрытия и по относительной влажности воздуха заносились в соответствующие акты нанесения материалов. В обобщённом виде (по видам материалов) эти данные приведены в таблице 4.

Таблица 4
Условия нанесения контрольных линий на СПИ на асфальтобетонном покрытии


Материалы, предназначенные для участия в СПИ были доставлены на участок испытаний силами участников испытаний.
Перед нанесением холодных пластиков выполнялась подготовка их компонентов с последующим смешиванием (рис. 7 и 8).


Рис. 7 Подготовка холодного пластика к нанесению
 

Рис. 8 Подготовка холодного пластика к нанесению

Холодные пластики наносились вручную с предварительной оклейкой границ контрольных линий клейкой лентой (рис. 9 и 10) и с использованием ручной самоходной машины (рис. 11).


Рис. 9 Предварительная оклейка границ контрольных линий клейкой лентой (перед нанесением холодного пластика ручным способом)


Рис. 10 Нанесение холодного пластика ручным способом


Рис. 11 Нанесение холодного пластика с использованием ручной самоходной разметочной машины ЕвроМикс 2К11-3

Термопластики предварительно разогревались в маточных котлах (рис. 12 и 13), что позволило значительно сократить время ограничения движения транспорта на участке проведения СПИ.


Рис. 12 Разогрев термопластиков в маточных котлах


Рис. 13 Слив термопластика из маточного котла в ручную каретку

Нанесение термопластика осуществлялось ручной кареткой (рис. 14) и с использованием ручной разметочной машины «Шмелёк ХП» (рис. 15 и 16).


Рис. 14 Нанесение термопластика осуществлялось ручной кареткой


Рис. 15 Нанесение термопластика с использованием ручной разметочной машины «Шмелёк ХП» («Устройство дорожное разметочное «Шмелёк ХП» - в соответствии с наименованием производителя)


Рис. 16 Нанесение термопластика с использованием ручной разметочной машины «Шмелёк ХП» («Устройство дорожное разметочное «Шмелёк ХП» - в соответствии с наименованием производителя)

При нанесении материалов (холодных пластиков и термопластиков) были отобраны пробы для проведения лабораторных испытаний (рис. 17).


Рис. 17 Отбор пробы компонента холодного пластика

По окончанию нанесения контрольных линий был выполнен первичный контроль, результаты которого приведены ниже.
После окончания производства работ оставшаяся тара, использованные приспособления, неиспользованные материалы были вывезены для дальнейшей утилизации. С целью очистки проезжей части от излишков микростеклошариков была проведена её очистка с применением поливальной машины (рис. 18). 


Рис. 18 Очистка проезжей части участка автомобильной дороги от излишков микростеклошариков по окончанию проведения всех работ

После проведённой очистки временные технические средства организации дорожного движения были демонтированы и движение транспортных средств было восстановлено по постоянной схеме.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ И ПЕРВИЧНОЙ ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ КОНТРОЛЬНЫХ ЛИНИЙ

В процессе нанесения контрольных линий были выполнены замеры температуры воздуха, температуры покрытия, относительной влажности воздуха. После окончания формирования контрольных линий были выполнены замеры геометрических параметров – ширины и толщины.
Данные по условиям нанесения контрольных линий и геометрические размеры контрольных линий приведены в таблицах 5 и 6.
Непосредственно после нанесения контрольных линий (до открытия движения транспортных средств по участку) 15.05.2014 г. была выполнена оценка их первичного состояния (рис. 19). Общий вид участков СПИ после окончания нанесения приведён на рис. 20. Также была проведена фотосъёмка контрольных линий со стороны обочины и фотосъёмка контрольных линий в фиксированных местах для дальнейшей оценки величины разрушения и износа по площади.


Рис. 19 Инструментальная оценка первоначального состояния (до открытия движения) контрольных линий

Контролю подлежали параметры, нормируемые в ГОСТ Р 51256-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
В ходе оценки были определены следующие параметры:
  • коэффициент световозвращения;
  • коэффициент светоотражения при диффузном дневном и искусственном освещении;
  • коэффициент яркости.


Рис. 20 Общий вид участка СПИ (до открытия движения)

Результаты контроля перечисленных выше параметров приведены в таблицах 5 и 6.

Таблица 5
Результаты оценки первоначального состояния контрольных линий, выполненных холодными пластиками


Таблица 6
Результаты оценки первоначального состояния контрольных линий, выполненных термопластиками


ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА КОНТРОЛЬНЫХ ЛИНИЙ

В соответствии с Регламентом 14 августа 2014 г. был проведён первый эксплуатационный контроль качества линий. Второй эксплуатационный контроль качества линий состоялся 14 ноября 2014 г.
В ходе эксплуатационного контроля оценке подлежали параметры, нормируемые в ГОСТ Р 51256-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно:
  • коэффициент световозвращения;
  • коэффициент светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении;
  • коэффициент яркости;
  • износ и разрушения по площади на контрольных участках.
Контроль выполнялся в соответствии с ГОСТ Р 54809-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Методы контроля» и Рекомендациями по контролю качества горизонтальной дорожной разметки (приняты и введены в действие письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 22.01.2004 г. № ОС-28/352-ис).
В ходе эксплуатационного контроля была выполнена цифровая съемка четырех участков (каждый длиной 1 м) каждой контрольной линии разметки.
По цифровым снимкам линий был определен износ и разрушения разметки по площади с использованием программного комплекса ЦИТИ «Дорконтроль».
При оценке износа на снимках были исключены места загрязнения разметки (нефтепродукты, следы торможения транспортных средств и т.д.), а также места подкладывания пластины для определения толщины нанесения.

Результаты первого эксплуатационного контроля качества линий (через три месяца после нанесения) приведены в таблицах 7-8.

Таблица 7
Результаты эксплуатационного контроля качества линий, выполненных холодными пластиками, через три месяца после нанесения


Таблица 8
Результаты эксплуатационного контроля качества линий, выполненных термопластиками, через три месяца после нанесения



Результаты второго эксплуатационного контроля качества линий (через шесть месяцев после нанесения) приведены в таблицах 9-10.

Таблица 9
Результаты эксплуатационного контроля качества линий, выполненных холодными пластиками, через шесть месяцев после нанесения


Таблица 10
Результаты эксплуатационного контроля качества линий, выполненных термопластиками, через шесть месяцев после нанесения


Результаты третьего эксплуатационного контроля качества линий (через один год после нанесения) приведены в таблицах 11-12.
Таблица 11
Результаты эксплуатационного контроля качества линий, выполненных холодными пластиками, через один год после нанесения


Таблица 12
Результаты эксплуатационного контроля качества линий, выполненных термопластиками, через один год после нанесения


Результаты заключительного эксплуатационного контроля качества линий (через 18 месяцев после нанесения) приведены в таблицах 13-14.
Таблица 13
Результаты эксплуатационного контроля качества линий, выполненных холодными пластиками, через 18 месяцев после нанесения


Таблица 14
Результаты эксплуатационного контроля качества линий, выполненных термопластиками, через 18 месяцев после нанесения

 

дизайн разработка и наполнение сайта